Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее – Учреждение) создано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 мая 2012 года № 187 «Об упразднении территориальных органов Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и создании казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. 

История социальной защиты населения уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождение социальной деятельности государства по отношению к своим гражданам формально связывается с петровским периодом правления, но элементы социальной направленности в обществе в форме благотворительности, попечительства, по мнению ученых, появились намного раньше – с принятием на Руси христианства. Социальная работа стала естественным продолжением христианских традиций гуманизма, милосердия, бескорыстной помощи и благотворительной деятельности.

Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор" или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.

Большое значение для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". 

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных.

В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс. 

В 1917 г. открыл новый этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

 В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации.

 В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. 

История социальной защиты многих регионов России берет начало на рубеже 1918-1919 годов прошлого века.

За почти вековую историю пройден путь от нескольких уездных отделов социального обеспечения до создания мощной разветвленной системы социальной защиты населения.

В 1927 г. в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости. 

В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР. 

Работа по социальному обслуживанию и социальной защите  нуждающихся в ней граждан получила особую востребованность  в годы Великой Отечественной войны. В исполкомах районных, городских Советов депутатов трудящихся функционировали отделы по вопросам социального обслуживания: отдел социального обеспечения и отдел Гособеспечения и бытового устройства семей военнослужащих. В послевоенные годы эти отделы были объединены в отделы социального обеспечения. 

В 1940-50-ые годы отделы социального обеспечения исполкомов районных, городских Советов депутатов трудящихся осуществляли назначение и выплату пособий инвалидам, детям-сиротам и родителям погибших солдат, находившимся на их иждивении. В функции отделов входило и обследование материально-бытовых условий граждан для назначения пособий и оказания финансовой или вещевой помощи.  

В 1960-ые годы отделы социального обеспечения занимались назначением и выплатой социальных пособий инвалидам, детям-сиротам и  по случаю потери кормильца.  Также в полномочия отделов входило назначение и выплата государственных пенсий служащим по старости, по инвалидности и по потере кормильца. С 1965 года появилась пенсия, назначаемая колхозникам. Отделы социального обеспечения вели информационно-разъяснительную работу, проводили инструктивные совещания на местах, осуществляли проверку документов, представляемых на назначение пенсии, и правильность назначения и выплаты пособий по беременности и родам членам колхозов. 

До середины 90-ых годов прошлого столетия все вопросы социального обслуживания, пенсионного обеспечения и социальной защиты населения решались через отделы социального обеспечения, переименованные с начала 90-ых годов в отделы социальной защиты населения районных, городских  администраций Чувашской Республики.

В целях осуществления организационной, практической координационной деятельности по оказанию различных видов социальных услуг и оказания социальной поддержки малоимущим престарелым гражданам, инвалидам, семьям с детьми в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 года № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» начали создаваться муниципальные Центры социального обслуживания населения.

Муниципальные Центры социального обслуживания населения являлись учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, семьям с детьми и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. В структуре учреж¬дения функционировали  отделения социальной помощи на дому, отделения срочной социальной помощи, дома для ветеранов и велась работа с семьями.

 В 1980-90-ые годы появились новые виды пособий и социальных выплат: ежемесячные пособия на детей, ежемесячные пособия по уходу за ребенком, льготы ветеранам труда, труженикам тыла, инвалидам, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 

С 2001 года согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2000 года № 230 «О передаче органами социальной защиты населения Чувашской Республики  полномочий по назначению и выплате государственных пенсий Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации – Единой пенсионной службе по Чувашской Республике»  функции по  назначению и выплате государственных пенсий переданы   Управлениям Пенсионного Фонда Российской Федерации в районах, городах Чувашской Республики. 

До 1 января 2006 года отделы социальной защиты населения являлись структурными подразделениями администраций районов, городов Чувашской Республики. 

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 ноября 2005 года № 267 «О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики» с 1 января 2006 года отделы социальной защиты населения стали территориальными органами  Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и входили в единую систему органов социальной защиты населения Чувашской Республики.

В целях эффективного использования государственного имущества Чувашской Республики и средств республиканского бюджета Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 мая 2012 года № 187 территориальные органы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики упразднены и создано казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В структуре казенного учреждения 25 отделов социальной защиты населения, расположенных во всех городских округах и муниципальных районах республики, 267 работников.